На перекрестке двух морей (nadjapoem) wrote,
На перекрестке двух морей
nadjapoem

Category:

Экскурсия в Керченский музей. Быт женщин Боспора.


Однажды я уже показывала вам фотографии из Керченского музея древностей, но без комментариев. Сегодня постараюсь рассказать подробнее.

В воскресенье, в преддверии 8 марта, сотрудники музея провели особую экскурсию, целиком посвещенную жизни и быту боспорянок. Я, к сожалению, не историк, но постараюсь вам по памяти рассказать самое интересное.
По словам гида, бОльшую часть информации о быте и обычаях наших предков они получают из росписей ваз и посуды и из статуэток. Я то думала, что из древней литературы, но ведь, например, Апулей не описывал подробно, как именно надевали хитон или как именно женщины заплетали волосы. Раньше я совершенно не задавалась этим вопросом, а теперь интересно)
Рисунки на посуде затрагивают совершенно разные аспекты деятельности древних греков. Там отображались и военные подвиги, и легенды, и спортивные соревнования, и религиозные церемонии. Любые значимые события! Единственное, что плохо - далеко не вся посуда дошла до нас в целости. Многие рисунки собирают по частям, пытаясь догадаться, что же было на недостающих кусочках.

Не все вазы хранятся в нашем музее, некоторые в других городах (или застряли в Нидерландах). На этом рисунке изображены мужчины в обществе гетеры. Гетеры относились к свободным людям, они могли учиться, встречаться с мужчинами, зарабатывать. Если женщина хотела получить образование, у нее был один путь - стать гетерой.

В Боспорском Царстве, как и в Греции, был патриархат и рабовладельческий строй. Все жители делились на граждан полиса (мужчины и члены их семей), свободных людей (иностранцы, дети неофициальных браков и др) и рабов. Женщины хоть и относились к гражданам, но особо не имели прав. Они были полностью зависимы от мужчин - сначало от отца, потом от мужа. Но, тем не менее, были весьма почитаемы. Сложно объяснить, как это сочеталось, но хорошая жена почти обожествлялась, хотя при этом у нее было много обязанностей и мало прав, женщины были весьма ограничены, они не получали образования, никуда не ходили, занимались только лишь хозяйством и детьми. Самыми привлекательными чертами женщины были красота, скромность и молчаливость (не говоря об обязательном целомудрии). Дом был разделен на две половины - мужскую и женскую, при этом женщина не могла ходить на мужскую половину. Она с детьми и рабами жила в своей части дома. Мальчики в 7 лет переселялись к отцу, а девочки оставались с мамой вплоть до замужества.
Всеми делами по дому занималась жена самостоятельно и при помощи рабов. Конечно, чем богаче семья, тем и работы меньше, ведь все обязанности перекладывали на рабов и только лишь давали указания. Но в небогатых семьях женщины многое делали сами.
На фото ниже - приспособление для перетирания зерна в муку, этакая ручная мельница. Сверху на камне видны выемки - в них помещалась ручка (рычаг или нечто подобное), и с помощью этой ручки женщины двигали камень вперед и назад. Даже не представляю, как они умудрялись? Вероятно, им помогали рабы...

Из женских привилегий можно отметить, что только гражданки имели право участвовать в религиозных церемониях, праздниках, обрядах, это была большая честь и почет. Богам подносили различные дары, в том числе и статуэтки. Наш город славился рыболовством и земледелием, поэтому особо почитались Афродита с дельфином - покровительница рыбаков и моряков, а так же Деметра.

Рыбу рисовали и на тарелках - весьма символично) Что за рыба - не пойму, но вроде в центре похожа на камбалу.


Женщины не получали классического греческого образования (риторика, философия и пр), но владели ткачеством, шитьем и другими ремесленными навыками. Имитация древнего ткацкого станка на фото ниже. Нити просто натягивались с помощью грузил, для разных тканей применяли разные грузила - для тонкой ткани легче, для плотной тяжелее. Здесь делали простые ткани, шерсть или лен. Дорогие ткани привозили торговцы.На фото обрывки бордовой и зеленой ткани были найдены в склепах, они настоящие, а вот цветная ткань справа - имитация. Такие ткани, с рисунком и вплетеными золотыми нитями, надевали лишь в самых торжественных случаях.

Некоторые элементы быта - иглы, перстни с печатями.

Элементы декора шкатулок.

Костяной гребень.

Ложечки для косметики и масел, части шпилек и др.

Тут немного видно меня)))
На этой амфоре рисунок говорит нам об обряде подготовки невесты к свадьбе. Здесь же и обычные подарки жениха - специальная шкатулка для украшений "пиксида", которая обычно была сама по себе очень дорогая и ценная, плюс в ней было полно драгоценностей.

Бусы, браслеты, кольца, заколки, пряжки - что угодно)

Пиксида поближе. Чудесная вещь! Изображены двое влюбленных, как раз к свадьбе)

Такие статуэтки не простые - по ним можно определить варианты драпировки верхней части одежды. Одежда тогда состояла из двух элементов: хитон - это нижняя часть, прямоугольник с пряжками на плечах длиной по колено, и гиматий - прямоугольный кусок ткани, который надевали сверху, закладывая красивые складки. Драпировать можно было по-всякому, постоянно придумывались новые способы, особо модные. И эти модные веяния распространялись с помощью таких вот статуэток! Этакий древнегреческий журнал мод) Это просто невероятно, никогда бы не подумала)

На этой вазе изображена подготовка невесты к замужеству - родственницы и подруги участвовали в этой церемонии, одевали и украшали невесту. Весь обряд проходил в доме родителей, а потом она переезжала в дом к мужу.

Это специальная чаша для вина. Они все были очень красивые, украшены резьбой и рисунками.

Вид сбоку. Такие милые дельфинчики)

Эта чаша в виде головы вепря очень интересная, она использовалась для фильтрации вина.

Я пыталась сфотографировать ее сверху, но получилось так себе. Через верхние пять отверстий заливали вино, а слева видите такой бугорок - это носик, через который разливали уже отстоявшееся вино по чашам.

Одним из основных украшений были бусы. Бусин в экспозиции много, и разных, и одинаковых (но все-равно интересных), я их сфотографировала все. Большинство совсем простые, но некоторые отличаются цветом, узором, или даже составом. Бусины часто делали из глины а потом раскрашивали, такие бусины были очень распространены. Самые богатые горожане носили украшения из золота, но это отдельный зал, я все никак не дойду до него. Постараюсь в этом году посетить.






Кольца обычных людей были довольно простые, часто даже без украшений.

В период господства римлян появился такой материал как стеклопаста - это стекло, но не такое чистое, как сейчас. Из него делали украшения, посуду.

Такие стеклянные изделия очень ценились и использовались только во время праздников или церемоний.

Эти амулеты тоже из стеклопасты. Они служили и как украшение, и как оберег.

Бусины делали и из камней, чаще всего из сердолика.




Бусины на фотографиях ниже были вывезены из Керчи в годы ВОВ, но в 1948 году эти экспонаты, наряду с некоторыми другими, были возвращены в наш музей.




Экскурсия была очень интересная, я узнала много любопытных деталей, о которых раньше даже не задумывалась.
Дополнительно прочла статью, цитирую фрагмент о женщинах в Древней Греции (у нас было так же вплоть до римского периода):
"Женщин в афинском обществе условно можно разделить на две категории:
    1) жены и матери граждан, свободнорожденные полноправные женщины; с социальной точки зрения женщины в Афинах вообще не могли считаться гражданками, так как были лишены гражданских прав, хотя на уровне обыденного сознания они воспринимались именно в этом качестве. Так, Перикл обращается к ним «супруги и гражданки». По своему статусу эти женщины предназначены для замужества, для законного брака. В Афинах, например, законным признавался только тот брак, в который вступал афинский гражданин и дочь гражданина, рожденная, в свою очередь, в законном браке и принадлежащая к определенному роду и дому. Женщины-супруги не участвовали в общественной жизни. Их роль сводилась к простому продолжению рода: «Жен мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества», – писал Демосфен. Жены были необразованные, по сути, невежественные, они совершенно не разбирались в вопросах литературы, искусства, философии, политики и пр. Самое главное, что требовалось от них – целомудрие;
    2) другая половина женского греческого мира резко отличалась от первой. Сюда входили чужестранки, женщины, происходившие из семьи, в которой не был зарегистрирован законный брак. И самая большая часть – «свободные» женщины: гетеры, авлетриды, паллаке, диктериады. Дословный перевод слова «гетера» – «спутница»; так называли женщин, ведущих свободный, независимый образ жизни, но находившихся на содержании мужчин (хотя, по сути дела, жена также находилась на содержании мужчины). Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали своего господина. Конечно, не все из них достигали высокого уровня. Но те, которые этого добивались, играли заметную роль в общественной и культурной жизни. В целом путь образования и «эмансипации» в Древнем мире был доступен для женщин только этого типа и немыслим для жен. Гетеры имели свой центр, роль которого играл храм Афродиты в Коринфе. Там молодых девушек обучали искусству обхождения, а также музыке, риторике и даже философии.
Авлетриды – это, как правило, чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши. Они зарабатывали на жизнь своими талантами и очень ценились греками. Их выступления оплачивались, особенно когда их приглашали на пиры. После удачного выступления такая женщина могла составить себе приличное состояние. Паллаке – сожительницы – не обладали никакими правами, будучи по статусу чаще всего вольноотпущенницами, а то и рабынями. Самый низкий уровень – дектериады – публичные женщины, продающие себя за деньги. Они могли жить в домах свиданий или вне их, но были одинаково бесправны. Закон относился к ним сурово. Для них существовала масса ограничений: живя в окрестностях города, они не имели права появляться в нем в светлое время суток, им запрещалось заходить в храмы, участвовать в празднествах. Греки строго следили за тем, чтобы дектериады не оказались рядом с их женами, беспощадно карая за несоблюдение этих норм (наказание следовало незамедлительно – словом или действием). Они носили определенную одежду, по которой их сразу можно было узнать – костюм из пестрых тканей кричащих тонов, с букетом цветов, надевали белокурые парики, красили волосы."
Взято из статьи http://www.k2x2.info/kulturologija/kulturologija_konspekt_lekcii/p22.php
Tags: Керчь, интересно, искусство, история, музей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments